НОВЫЙ ФОРМАТ СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЛИНИИ РАЗЛОМА


Общественно-политическое движение «Ассамблея народов России» объединяет сегодня представителей 160 народов Российской Федерации и ставит своей целью содействие межнациональному согласию и расширению диалога между органами государственной власти, местного самоуправления и этническими общностями. В 1998 году Движение создал и возглавил видный общественный и политический деятель, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН
Рамазан Абдулатипов.

На сегодняшний день он является наиболее авторитетным специалистом по проблемам национальных отношений. Под руководством Р. Абдулатипова разработана Программа национального возрождения народов России, а впоследствии и концепция государственной национальной политики. Международная лига журналистов-политиков назвала Р.Абдулатипова в числе десяти наиболее мудрых и перспективных политиков современной России. Последние несколько лет Рамазан Абдулатипов провел в Республике Таджикистан, исполняя обязанности Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации. По возвращении из командировки он любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

- Рамазан Гаджимурадович, довольно продолжительное время вы служили Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Таджикистан. Чем для вас стали эти годы?

- Годы службы в Таджикистане были очень интересными годами моей жизни. Это и новое направление работы, и познание прекрасной страны, красивых людей, и руководство, с которым можно решить многие насущные вопросы. Основываясь на договоренностях, достигнутых между В.В. Путиным и Э.Ш. Рахмоновым в 2004 году, во время визита нашего президента в Душанбе удалось решить много проблем и вопросов, стоящих между обеими странами. Достигнутые договоренности вывели отношения между Россией и Таджикистаном на качественно новый уровень.

В частности, окончательно завершена работа по обустройству российской военной базы в Республике Таджикистан и сформирована современная международно-правовая основа российского военного присутствия.

За три года фактически закончено сооружение Сангудинской ГЭС. Кстати, это самое крупное строительство за рубежом после развала Советского Союза – на нем было задействовано около пяти тысяч человек. Сегодня реализация энергетических проектов имеет основополагающее значение для республики. Они помогут решить стратегическую для Таджикистана задачу достижения энергетической независимости, окажут мощное положительное воздействие на развитие промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, откроют возможности для экспорта электроэнергии. С помощью России Таджикистан становится мощной энергетической державой в регионе.

Создан новый формат двустороннего сотрудничества по пограничным вопросам. Охрана таджикско-афганской границы полностью перешла под юрисдикцию таджикских погранвойск. Но это не означает, что российские пограничники ушли из Таджикистана. Пограничное сотрудничество приобрело качественно новые формы: для его координации создан аппарат советников.

Функционирует оптико-электронный узел «Окно» на Нуреке, позволяющий контролировать космическое пространство (30 тыс. км).

В республике действуют русские школы, центры русского мира, Российско-Таджикский (Славянский) университет, проводятся десятки мероприятий, которые свидетельствуют о том, что народ Таджикистана проявляет заинтересованность в сохранении русского языка и русской культуры. Так что эти годы были весьма продуктивными для наших стран.

- Как вы оцениваете сегодняшние отношения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан?

- Они носят стратегический характер, развиваются динамично и по всем направлениям. Главное то, что это сотрудничество между двумя странами отвечает коренным интересам наших народов и государств, является важным фактором стабильности и безопасности в Среднеазиатском регионе. Сегодня Россия и Таджикистан имеют возможность поднять двусторонние отношения на более высокий уровень. Для этого есть все условия, включая политическую волю народов и руководства двух стран. Важно этим эффективно воспользоваться, придавая тем самым нашим отношениям стабильный и необратимый характер. И ориентируется республика в международных делах прежде всего на Российскую Федерацию. Хотя сложностей в этих отношениях достаточно много, ведь, как известно, даже между братьями могут быть трудные моменты. Но в главном мы вместе.

- Насколько за время вашего пребывания поменялась внутриполитическая, экономическая, социальная обстановка в этой стране?

- Таджикистан выстрадал трагедию гражданской войны. И обстановка там была сложнейшая. Однако после подписания межтаджикских соглашений в Москве в 1998 году многое поменялось в лучшую сторону. В Таджикистане с благодарностью помнят, что соглашения о мире были подписаны в Георгиевском зале Кремля.

Сегодня Таджикистан политически стабильная республика. Экономические трудности постепенно преодолеваются. Совместные проекты – это не только многомиллионные инвестиции в промышленность Таджикистана, это новые рабочие места, повышение квалификации таджикских специалистов, увеличение налоговых поступлений в республиканский и районные бюджеты. Кстати, за три последних года бюджет страны фактически утроился. Это говорит о многом. Но и нерешенных вопросов немало. Таджикистан находится на пути их решения.

- Рамазан Гаджимурадович, немало русских семей по тем или иным причинам до сих пор остаются в Таджикистане. Существуют ли возможности у российского посольства помочь тем, кто желает вернуться на родину?

- Во время гражданской войны из Таджикистана уехало более 600 тысяч русских. Сейчас осталось около 60 тысяч человек, большинство из которых пенсионеры или люди, имеющие родственные связи с таджиками. Посольство Российской Федерации оказывает всестороннюю поддержку старикам, инвалидам. В республике развернуло свою деятельность представительство Федеральной миграционной службы России. Им проделана значительная работа по реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих в Таджикистане. Хотя нельзя не отметить, что многие вопросы были провалены после развала Советского Союза, что не могло не отразиться на судьбах тысяч людей.

- С какими проблемами, касающимися соотечественников, вам чаще всего приходилось сталкиваться, будучи Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Таджикистан?

- Таких проблем было много. Прежде всего, это защита их конституционных прав, и социальная поддержка, и направление детей соотечественников на учебу в Россию, и возвращение их на родину. Большинство вопросов удается решить руководству Таджикистана, администрации города Душанбе. Мы всегда относились к проблемам соотечественников с пониманием, хотя, надо признаться, не всегда имелась возможность помочь.

- Достаточно часто республику вспоминают в связи с ее ролью своего рода перевалочной базы наркотиков из Афганистана в Россию и страны Западной Европы. Насколько тесно взаимодействуют соответствующие структуры правительств наших стран, противодействующие международным наркодельцам?

- В Республике Таджикистан наркотики не производятся. Но через республику идет наркотрафик. От этого страдает и Таджикистан, и Россия, и страны Евросоюза. Десятки международных и двусторонних структур работают в направлении борьбы с наркотиками. К сожалению, между ними нет четкого взаимодействия. И соответственно, как я говорил на одной из конференций, у этих семи нянек дитя наркоман. Мне представляется, что работу по борьбе с наркотиками коренным образом надо изменить в сторону конкретного противодействия наркобизнесу.

- В начале 90-х годов прошлого века на карте Среднеазиатского региона появилось сразу несколько новых государств. Некогда административные границы между ними обрели статус «государственных» и стали своего рода линией разлома. Как это повлияло на отношения между бывшими союзными республиками, между людьми, проживающими в приграничных районах?

- Большинство границ Средней Азии носили всегда достаточно условный характер. А в советские времена это были попросту административные границы. Когда же они обрели статус государственных, проблемы вокруг них стали носить очень сложный характер. Например, во время поездки по Таджикистану в течение дня можно неоднократно пересекать границы Узбекистана и Кыргызстана. Это создает массу трудностей для людей, проживающих в регионе. На мой взгляд, самое разумное было бы перейти к евросоюзному режиму границ между странами СНГ, что, несомненно, сняло бы тысячу вопросов. Иначе, затрудняя жизнь людей, затрудняется и сам процесс восстановления интеграционных связей между народами и государствами. Нельзя забывать о том, что все мы только вчера жили в едином государстве.

От редакции. По прибытии в Москву Министерство культуры России предложило кандидатуру Рамазана Абдулатипова на должность исполняющего обязанности директора Московского государственного университета культуры и искусств. Выборы состоятся в октябре с.г.

Беседовал Сергей ВЛАДИМИРОВ