2010.11.26. "Парламентская газета". Не смотрите сверху вниз.

 

НЕ СМОТРИТЕ СВЕРХУ ВНИЗ
№61-62(2477-2478) от 26.11.2010
Московский государственный университет культуры и искусств сегодня возглавляет доктор философских наук, профессор Рамазан Абдулатипов. Он был одним из авторов Конституции России, народным депутатом РСФСР, депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации, министром и заместителем Председателя Правительства, Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Республике Таджикистан. Абдулатипов – автор более 30 монографий, 400 научно-публицистических статей, член Союза писателей России. Долгие годы он посвятил и преподавательской деятельности в различных вузах страны.
– Рамазан Гаджимурадович, какими были ваши первые впечатления об университете?
– Меня сразу предупредили, что вуз надо или спасать, или ликвидировать. Когда я пришёл сюда, то увидел, что надпись при входе заляпана грязью. Вся территория в колдобинах, декоративный кустарник завален целлофановыми мешками и мусором, первый этаж центрального корпуса был обшарпанным. Выловил я кого-то из прежнего руководства: «Почему довели университет с прекрасными традициями до такого состояния?» А он мне: «Я тут только шесть месяцев обязанности исполнял» «Какие шесть месяцев? – говорю. – Да тут после ухода Наполеона из Москвы никто не убирался!» Дефицит зарплаты на тот момент составлял 56 миллионов. Существовало великое множество дублирующих друг друга кафедр, а научная работа на них практически не велась… Чтобы навести порядок, потребовалось столько нервов, сколько я не тратил прежде нигде. Но, к моему удовлетворению, коллектив принял предложенные мной жёсткие меры, включавшие и временное снижение зарплат. Причём я заявил о них и стал осуществлять до выборов ректора. И тем не менее при голосовании учёный совет, педагоги, сотрудники хозяйственных подразделений, студенты отдали за меня 94,8 процента голосов.
– Сегодня широко обсуждается реформа образования. Какой она должна быть с вашей точки зрения?
– Нам обязательно надо интегрироваться в европейское образовательное пространство. Российский студент, заплатив за учёбу последнюю копейку родителей, учиться не хочет. Хочет, чтоб ему оценку поставили. В Европе это преодолели давным-давно: если человек заплатил деньги, он вытащит из тебя знания, потому что «на звонках» там университет не закончишь… Но и полностью отказываться от собственных образовательных традиций ни в коем случае не следует.
Даже в Минобрнауки очень тяжело доказывать, что у нашего вуза – своя специфика. У нас должны быть немножко другие подходы, иные стандарты. Порою нам, основываясь на чьём-то не самом компетентном мнении в данном вопросе, говорят: «Зачем вам столько звукорежиссёров? Актёров?..» К примеру, по специальности «режиссура культурно-массовых и зрелищных мероприятий» мы выпускаем всего 30 человек в год. Между тем только в Москве ежегодно проводятся тысячи всевозможных шоу. Зачастую самоучками и безграмотно.
– Чем ваши нынешние студенты отличаются от предыдущих поколений?
– Я специально преподаю на первом курсе, чтобы понять, кто пришёл к нам в университет. Задаю вопрос о том, что такое парламентские партии, интересы какого класса они выражают, по какой системе формируется Федеральное Собрание. Не знают. И это очень опасное состояние. Такого человека без устойчивого мировоззрения любой оракул-проходимец может увести куда угодно.
Вторая опасность – в стране великой культуры и традиций утрачена не только социокультурная идентичность, но и идентичность самой культуры. Даже в учебниках множество ссылок на западных учёных. Пусть они тоже будут, но у нас что – нет своих мыслителей? Где ссылки на них? Где их идеи, нередко гениальные? Где их открытия, непреходящая ценность которых признана в мире?
Важно, чтобы ребята понимали, в какой стране они живут, наследниками какой культуры являются, какая политическая система была у нас на разных этапах. У нас же обычно говорят: «До 1917 года мы жили, как в Древней Греции, а после – попали в тюрьму». Но если бы до 1917-го страна жила хорошо, не было б революции. Стараемся реально анализировать историю и нынешнюю ситуацию и привлекать к этому студентов. Стремимся приобщить ребят к традиционной культуре, которая должна стать национальной идеологией России в XXI веке.
К слову, её центрами могли стать 50 тысяч домов культуры, еще сохранившихся в нашей стране. По форме они есть, по содержанию сейчас не знают, что в них вложить. На мой взгляд, именно традиционную культуру, которую мы не должны окончательно потерять. Ведь на ней строится культурный суверенитет государства.
Поэтому власть на культуру должна смотреть не сверху вниз, а хотя бы на равных. Ведь мы ратуем за то, чтобы человек смотрел на звёзды в небе, но не забывал о камнях под ногами. Рос жизнестойким и конкурентоспособным. Потому что только тогда жизнестойким и конкурентоспособным будет наше Отечество.
Материал подготовила Мария Багринцева, фото: Анвар Галеев

НЕ СМОТРИТЕ СВЕРХУ ВНИЗ

№61-62(2477-2478) от 26.11.2010.

Московский государственный университет культуры и искусств сегодня возглавляет доктор философских наук, профессор Рамазан Абдулатипов. Он был одним из авторов Конституции России, народным депутатом РСФСР, депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации, министром и заместителем Председателя Правительства, Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Республике Таджикистан. Абдулатипов – автор более 30 монографий, 400 научно-публицистических статей, член Союза писателей России. Долгие годы он посвятил и преподавательской деятельности в различных вузах страны.

– Рамазан Гаджимурадович, какими были ваши первые впечатления об университете?

– Меня сразу предупредили, что вуз надо или спасать, или ликвидировать. Когда я пришёл сюда, то увидел, что надпись при входе заляпана грязью. Вся территория в колдобинах, декоративный кустарник завален целлофановыми мешками и мусором, первый этаж центрального корпуса был обшарпанным. Выловил я кого-то из прежнего руководства: «Почему довели университет с прекрасными традициями до такого состояния?» А он мне: «Я тут только шесть месяцев обязанности исполнял» «Какие шесть месяцев? – говорю. – Да тут после ухода Наполеона из Москвы никто не убирался!» Дефицит зарплаты на тот момент составлял 56 миллионов. Существовало великое множество дублирующих друг друга кафедр, а научная работа на них практически не велась… Чтобы навести порядок, потребовалось столько нервов, сколько я не тратил прежде нигде. Но, к моему удовлетворению, коллектив принял предложенные мной жёсткие меры, включавшие и временное снижение зарплат. Причём я заявил о них и стал осуществлять до выборов ректора. И тем не менее при голосовании учёный совет, педагоги, сотрудники хозяйственных подразделений, студенты отдали за меня 94,8 процента голосов.

– Сегодня широко обсуждается реформа образования. Какой она должна быть с вашей точки зрения?

– Нам обязательно надо интегрироваться в европейское образовательное пространство. Российский студент, заплатив за учёбу последнюю копейку родителей, учиться не хочет. Хочет, чтоб ему оценку поставили. В Европе это преодолели давным-давно: если человек заплатил деньги, он вытащит из тебя знания, потому что «на звонках» там университет не закончишь… Но и полностью отказываться от собственных образовательных традиций ни в коем случае не следует.

Даже в Минобрнауки очень тяжело доказывать, что у нашего вуза – своя специфика. У нас должны быть немножко другие подходы, иные стандарты. Порою нам, основываясь на чьём-то не самом компетентном мнении в данном вопросе, говорят: «Зачем вам столько звукорежиссёров? Актёров?..» К примеру, по специальности «режиссура культурно-массовых и зрелищных мероприятий» мы выпускаем всего 30 человек в год. Между тем только в Москве ежегодно проводятся тысячи всевозможных шоу. Зачастую самоучками и безграмотно.

– Чем ваши нынешние студенты отличаются от предыдущих поколений?

– Я специально преподаю на первом курсе, чтобы понять, кто пришёл к нам в университет. Задаю вопрос о том, что такое парламентские партии, интересы какого класса они выражают, по какой системе формируется Федеральное Собрание. Не знают. И это очень опасное состояние. Такого человека без устойчивого мировоззрения любой оракул-проходимец может увести куда угодно.

Вторая опасность – в стране великой культуры и традиций утрачена не только социокультурная идентичность, но и идентичность самой культуры. Даже в учебниках множество ссылок на западных учёных. Пусть они тоже будут, но у нас что – нет своих мыслителей? Где ссылки на них? Где их идеи, нередко гениальные? Где их открытия, непреходящая ценность которых признана в мире?

Важно, чтобы ребята понимали, в какой стране они живут, наследниками какой культуры являются, какая политическая система была у нас на разных этапах. У нас же обычно говорят: «До 1917 года мы жили, как в Древней Греции, а после – попали в тюрьму». Но если бы до 1917-го страна жила хорошо, не было б революции. Стараемся реально анализировать историю и нынешнюю ситуацию и привлекать к этому студентов. Стремимся приобщить ребят к традиционной культуре, которая должна стать национальной идеологией России в XXI веке.

К слову, её центрами могли стать 50 тысяч домов культуры, еще сохранившихся в нашей стране. По форме они есть, по содержанию сейчас не знают, что в них вложить. На мой взгляд, именно традиционную культуру, которую мы не должны окончательно потерять. Ведь на ней строится культурный суверенитет государства.

Поэтому власть на культуру должна смотреть не сверху вниз, а хотя бы на равных. Ведь мы ратуем за то, чтобы человек смотрел на звёзды в небе, но не забывал о камнях под ногами. Рос жизнестойким и конкурентоспособным. Потому что только тогда жизнестойким и конкурентоспособным будет наше Отечество.

Материал подготовила Мария Багринцева, фото: Анвар Галеев